Вторник 19.03.2024 15:21 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||
|
Центр современной психологии Psychologist O. D. |МоскваСтарец Фаддей (Тадей) Витовницкий
Отец Тадей учил нас собирать, хранить и взращивать добрые мысли в своем сердце и смиряться. «Так совершенствуется человек», - говорит он. «Какие у нас мысли, такая и жизнь». И далее: «Люди не знают, что носят в себе. В общении двух людей все очень легко передается от одного к другому. Часто какой-нибудь разговорю, по какой-то необъяснимой причине нас полностью опустошает, исчерпывает все наши силы. И не только это. В поле наших мыслей во время разговора попадают различные, отвратительные мысли и идеи. И мы исподволь подключаемся к некоему мысленному полю, источник которого нам неизвестен (а на самом деле – известен). Мы так же не знаем, что еще находится в том поле, которое оставило отрицательный мысленный след и негативную реакцию» И еще отец Тадей говорит: «Тело питается пищей а дух – мыслями». Самое важное (для человека) – мир и радость. Мир как смиренность духа, мирное спокойствие и веселость. Это и проявляет, насколько по-доброму мы расположены. Тоска противоположна добру и не только потому, что расточает наши силы, но еще и потому, что всесторонне вовлекает нас в состояние неверия, гордости и тщеславия. И на самом деле, состояние мирного спокойствия не возможно без «прорыва в веру», а разумение – без опыта, и прежде всего без общения с истинно верующим человеком, как будто мы открываем окно в собственном доме для того, чтобы в него вошел свет. Однажды во время совместной поездки в монастырь мы сидели в конаке монастыря с отцом, разговаривая на разные темы. Один из наших приятелей спросил, может ли он молиться о своих ближних. «Можешь молиться, только хорошенько подставь спину, - ответил отец, нагнувшись вперед в кресле, как будто несет что-то тяжелое на спине. – Ты не знаешь, что другой несет на себе, а хочешь принять на себя его груз. Ты должен хорошенько посмотреть, какое бремя несет на себе твой ближний, и сколько ты можешь понести. Если хочешь, молись несмотря на это, но тогда хорошенько приготовься подставить свою спину. Желая добра кому-нибудь, человек должен хорошенько осмотреться и обдумать все, чтобы его старания и заботы не обернулись злом вместо добра. Так, желая добра, человек может сильно повредить себе, если не достиг достаточной степени духовного развития. Если кто-то входит в это сознательно, тогда он знает, что он должен будет выдержать и претерпеть» – заключает отец. Ответ удивил не только нашего приятеля, но и всех нас. А я вспомнил, как на первых уроках физики мы изучали закон сообщающихся сосудов. «Однажды один богатый человек пришел в один большой монастырь, и его хорошо приняли. Когда он уезжал, он дал каждому монаху по одному дукату, чтобы они за него молились, и все взяли по дукату. Один монах, также взявший деньги, все же не стал молиться за богача и через некоторое время увидел сон, будто на огромном поле, заросшем тернием, стоит корова. И слышит он голос: «Чего ждешь? Возьмись, как следует, за работу». Этот сон ему без конца повторялся, и он решил обратиться к своему духовному отцу. «Да ты же взял дукат у богача, а не молишься за него, - ответил ему духовник. – Эта его луг, который нужно очистить, ты взял плату, а ничего не делаешь». В следующий раз, когда богач приехал в монастырь, этот монах подходит к нему и говорит: «Спасибо тебе, только возьми назад свой дукат» - закончил отец, смеясь, как будто рассказал нам свою самую лучшую шутку.
У отца Тадея было много обязанностей, несмотря на его преклонный возраст (более 80 лет), и при этом он почти всегда он радовался жизни. В последний год, несмотря на экономический кризис, на огромное количество народа приезжавшего в монастырь наперекор годам он успел выстроить новый большой монастырский конак. А о своем игуменстве он часто говорил так: «Мне кажется, что я все еще внутренне сопротивляюсь этому. Однажды видел во сне Господа (и отец детально описывает, как Господь был одет). А Господь мне и говорит: «Все воюешь, а послужить не хочешь». Не знаю другого такого случая, что бы так сопротивлялся своему назначению, а ему бы снова и снова его предлагали. Представьте какого-нибудь директора, который не хочет быть директором, а его 8 раз выбирают на это место» - смеется. Всегда нас расспрашивал, как мы живем, и какая обстановка в Белграде, и когда мы отвечали, что в Белграде жить утомительно и тяжело, отец говорил, что это от «мысленного поля»: Слишком много злых мыслей, это создает плохую атмосферу. © Об отце Тадее я впервые услышал в середине 80-х годов на одной лекции на Богословском факультете в Белграде, от нашего известного психиатра и психотерапевта Владета Йеротича, профессора пастырской психологии того же факультета. Однажды профессор Йеротич назвал отца Тадея самым просветленным монахом в Сербии.
Дополнительные материалы: Духовное развитие в России и Мире. Духовные мастера и духовные учителя. Высшая духовная колесница как "сокрытое в листве" Вне конфессиональный подход, доступный каждому, в силу духа самого времени и условий проживания в информационно перегруженном поле больших городов (и недостатка информации в малых). Принятие. Смирение. Сдача. Умиротворение
|