Вторник 19.03.2024 12:20 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||
|
Центр современной психологии Psychologist O. D. |МоскваДревнее наставление о постижении истины, о пределе конечной самореализации человека
ВЫДЕРЖКИ ИЗ НАСТАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЮ-ВОИНУ АРДЖУНЕ
1. Неизбежно умрет рожденный,
неизбежно родится умерший; если ж все это неотвратимо – то к чему здесь твои сожаленья? 2. Никогда не рождаясь, Он [Атман (Истинное Я)] не умирает,
Он не тот, кто, родившись, больше не будет: нерождаемый, вечный, древний, бессмертный, Он при гибели тела не гибнет. 3. Нерассекаемый, несожигаемый,
неувлажняемый, неиссушаемый, неколеблем, знай, этот Вечный – вездесущий, стойкий, нетленный. 4. То, чем весь этот мир пронизан,
разрушенью, знай, неподвластно; это непреходящее уничтожить никто не может. 5. То, что есть, никогда не исчезнет;
что не есть – никогда не возникнет; этих двух состояний основу ясно видят зрящие сущность. 6. Миру форм непричастно, вечно,
оно высшей зовется целью; кто достиг его, не возвратится. То Мой [Истинного Я] свет высочайший, Арджуна. 7. Узы греха, ослепленье, гордыню,
двойственность радости-боли оставив, мыслью бесстрастной в Себе [Истинном Я] пребывая, к вечной он пусть направляется цели. 8. Кто существует
лишь ради желаний,
совершенства тот не достигнет, высший путь он утратит и радость. 9. Всюду равным внутри этих тварей
пребывает великий Владыка, среди гибнущих Он не гибнет; кто так видит – поистине видит. 10. О сын Бхараты! Вера тварей
сообразна их внутренней сути; человек состоит из веры: какова его вера – таков он. 11. Достигает знания йогин,
веры полный, себя обуздавший; пребывающий в знании – скоро запредельный покой обретает. 12. Но кто Атмана видит,
тот незнанье свое уничтожил: его знание, словно солнце, это Высшее здесь освещает. 13. Высоки – полагают – чувства;
еще выше, чем чувства, манас; выше сердца находится буддхи; еще выше Атман пребывает. 14. Распознав Того, Кто выше буддхи,
укрепив себя Собою, порази же врага, мощнорукий, столь упорного – вожделенье. 15. Как огонь, разгоревшись, в пепел
превращает дрова, о Арджуна, так и джняны огонь все кармы без остатка испепеляет. 16. Кто без помыслов без страсти
все свои начинанья свершает, кто все кармы сжег огнем джняны – того мнят пробужденные мудрым. 17. Путь недолог до Брахманирваны
для аскетов, себя победивших, для лишенных желаний и гнева, обладающих Атмана знаньем. 18. Свое сердце на Атман направив,
пусть себя он тогда успокоит мыслью стойкой – и пусть тогда он ни о чем другом не помышляет. 19. И куда бы в нем ни увлекался
ум подвижный и неспокойный, – пусть, его обуздав, отовсюду под власть Атмана он приводит. 20. Кто без страсти, без страха, без злобы,
обуздавший мысль, чувства и сердце, устремленный лишь к освобожденью, – тот всегда свободен. 21. Свою душу очистивший йогой
и повсюду единое зрящий, он Себя в тварях всюду видит, твари все он в Себе созерцает. 22. Если муж себя очищает
от страстей, проникающих в манас, пребывая в Cебе, рад Cобою, это значит: он в мудрости стоек. 23. Только тот, кто, отбросив желанья,
пребывает без вожделений, не имея ни "я", ни "мое" – этот муж покой обретает. 24. Дорог Мне – кто людей не терзает,
кто и сам от людей не страждет, кто от радости, от раздраженья, нетерпенья и страха свободен. 25. Кто к бесчестью и к чести ровен,
к другу-недругу одинаков, оставляющий все начинанья – тот и есть "превзошедший гуны". 26. Тот муж, которому Атман
все услады и радость дарует, кто лишь Собою [Истинным Я] доволен, – для него неважны предписанья. 27. Для себя он не видит цели
ни в деянье, ни в недеянье; от существ никаких в этом мире тот человек не зависит.
28. Он случайно пришедшим доволен,
он вне двойственности, независтлив, и в беде и в удаче ровен, даже действуя, он не привязан. 29. В Сердце всех существ пребывает
их опора – великий Владыка; Он вращает их майей своею, как колеса в послушной машине. 30. Только в Нём ищи утешенья
всей душою своей, Арджуна: Его милостью ты достигнешь высшей цели и умиротворенья. _______________________________
Атман – Истинное Я.
Брахман – Абсолют, недвойственная Реальность, которая есть Атман – Истинная Природа человека.
буддхи – интуиция, интеллект.
гуна – одно из трех качеств природы (саттва (спокойствие, доброта и чистота), раджас (качество беспокойства, желания и страсти) и тамас (темнота неведения, инертность)).
джняна – Знание, особенно знание истинного Себя.
Истинное Я – Атман: Истинная Природа человека, единая с Богом и всеобщим Я.
йога – букв.: "союз" или "единение"; путь йоги.
карма – букв.: "действие, работа". Обычно означает результат действия или закон "причины и следствия", когда действия человека предопределяют его будущее.
майя – заблуждение, также сила заблуждения.
манас – ум, способность размышления.
нирвана – состояние Освобождения или окончательного разоблачения природы эго.
|