Вопрос: Один человек говорил, что он в медитации входит в Атман и после медитации выходит. Возможно ли такое?
Ответ: Нет, невозможно, потому что Атман – ОДИН только и ЕСТЬ. Человек уже находится в Атмане и уже является Атманон. Откуда он может выходить и куда входить? Не существует других «комнат», «комната» только Одна.
Ответ: Нет, невозможно, потому что Атман – ОДИН только и ЕСТЬ. Человек уже находится в Атмане и уже является Атманон. Откуда он может выходить и куда входить? Не существует других «комнат», «комната» только Одна.
ВСТУПЛЕНИЕ
В эту книгу вошли фрагменты бесед людей, стремящихся обрести Истину, с Сергеем Рубцовым.
В эту книгу вошли фрагменты бесед людей, стремящихся обрести Истину, с Сергеем Рубцовым.
ГЛАВА I.
ПРОБУЖДЕНИЕ.
«Рвение искателя должно быть таким же, как у тонущего, который стремится выбраться на поверхность воды».
Шри Рамана Махарши
– Сергей, известно, что Просветление выходит за пределы всех привычных человеческих понятий и образов. И можно предположить, что вы сталкиваетесь с определёнными трудностями при попытках донести информацию о нём.
– Действительно, говорить о Просветлении катастрофически сложно. По большому счёту понять Пробуждённого может только Пробуждённый. Просветление не зависит от этого мира, от тела, ума, социума, от чего угодно. О чем бы вы ни заговорили или ни подумали, это не будет являться Просветлением.
Самадхи можно описать словами, подобрать более-менее понятные образы. Когда же происходит Просветление, об этом ничего нельзя сказать. Поэтому ни в какой литературе сам момент, который длится меньше секунды, никак не описывается. Одного дзэнского мастера спросили, что он сделал, когда просветлел. Он ответил: «Всё было кончено. Я пошёл и заказал чашку чая».
Рамана Махарши, говорил о том, что на самом деле достигать нечего, и когда это случится с вами, вы будете смеяться. Вот я и смеялся первые три месяца — над собой и над всеми!
Просветление вещь очень тонкая. С одной стороны вроде достигать ничего не нужно, Атман присутствует всегда и во всём и каждый человек уже является Атманом. Но с другой стороны каждый до Пробуждения знает, что он не пробужден. Нам дана телесная оболочка, которая является инструментом для Просветления. И сегодня шесть миллиардов людей этот инструмент никак не используют. Те, у кого это получается, знает, что личная воля почти не играет роли. И в то же время это мелочь, которая определяет всё. Притом, что достигать, действительно, нечего и достигнуть Пробуждения невозможно – надо пахать и пахать.
– Что вы под этим понимаете?
– Чтобы случилось Пробуждение, нужно пройти определенный Путь. И это очень жестокая вещь.
Путь — это раздевалка, где человек оставляет абсолютно всё. К Богу надо прийти не просто голым, но ещё и без кожи. Когда ко мне приходят ищущие, я показываю им фотографию Раманы Махарши, где он сидит в одной набедренной повязке. Этот снимок наглядно демонстрирует то, что ждёт человека после Пробуждения.
– Вы всегда интересовались Просветлением?
– Да, всегда. Хотя, до определённого момента не понимал, что это такое. И лучше сказать, что меня интересовал ответ на вопрос, зачем я живу.
Сколько себя помню, я постоянно занимался различными практиками. Начинал с бокса, потом были тай-цзи, у-шу, айкидо. Сам вёл группы, ездил на фестивали боевых искусств.
В советское время информация о восточных практиках и единоборствах была в страшном дефиците. Ко мне она попадала через самиздатовские книжки с пожелтевшими страничками, через Общество советско-китайской дружбы, с которым были связи, а что-то привозил из китайских командировок друг-археолог.
Потом я учился в библейской школе. И много ездил по стране в поисках учителей и мудрых людей, которые могли бы ответить на терзавшие меня вопросы. Жил в монастырях и общинах. Читал Библию, книги Кастанеды, Ошо, литературу по буддизму.
– Какие-то регулярные практики у вас были?
– Регулярно занимался тай-цзи, делал ошовские практики.
Тай-цзи я занимался не ради здоровья, не ради самообороны. Понимал, что если кому-то нужно меня убить – меня убьют, никакая самозащита не поможет. Индиру Ганди застрелили личные телохранители. Нет смысла думать о своём теле, лучше думать о чём-то другом. В системе тай-цзи есть нечто более глубокое. Она очень эффективна как практика, приводящая к состоянию самадхи. Такое самадхи я называю искусственным.
Но самые главные в мире практики – молитва и пост. Поститься я научился сам, а молитве меня научили. Специфическая молитва – тарабарщина от безличной силы.
В конце девяностых стал за компанию с женой голодать. И первый раз проголодал тридцать дней. А когда работал в американской церкви волонтёром, научился очень интересной молитве. Протестанты её называют молитва на иных языках, суфии – джибириш. Это прямой разговор с Богом.
Эзотерические тексты призывают человека к тому, что он в принципе не может сделать — остановить внутренний диалог. Но мысленный поток перекрыть невозможно. Как бы я не закрывал дырочку, откуда выходят мысли, они всё равно просачиваются. Полностью остановить мыслительный поток невозможно. Силёнок на это не хватает.
А молитва на иных языках мягко вытесняет внутренний разговор понятный мне. И тогда останавливается картина мира. Другими словами – мир замирает. Со мной такое происходило несколько раз перед тем, как Это случилось .
– Просите и дано вам будет…
– Я не считаю, что нужно что-то просить. Мне в этом смысле близок булгаковский афоризм: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
Я у своего Гуру ничего не просил. Он мне давал, а я ещё и выступал! Правда, поначалу я не понимал, что это делает Гуру. Он приходит, ведёт тебя, но ты это осознаёшь только постфактум.
ПРОБУЖДЕНИЕ.
«Рвение искателя должно быть таким же, как у тонущего, который стремится выбраться на поверхность воды».
Шри Рамана Махарши
– Сергей, известно, что Просветление выходит за пределы всех привычных человеческих понятий и образов. И можно предположить, что вы сталкиваетесь с определёнными трудностями при попытках донести информацию о нём.
– Действительно, говорить о Просветлении катастрофически сложно. По большому счёту понять Пробуждённого может только Пробуждённый. Просветление не зависит от этого мира, от тела, ума, социума, от чего угодно. О чем бы вы ни заговорили или ни подумали, это не будет являться Просветлением.
Самадхи можно описать словами, подобрать более-менее понятные образы. Когда же происходит Просветление, об этом ничего нельзя сказать. Поэтому ни в какой литературе сам момент, который длится меньше секунды, никак не описывается. Одного дзэнского мастера спросили, что он сделал, когда просветлел. Он ответил: «Всё было кончено. Я пошёл и заказал чашку чая».
Рамана Махарши, говорил о том, что на самом деле достигать нечего, и когда это случится с вами, вы будете смеяться. Вот я и смеялся первые три месяца — над собой и над всеми!
Просветление вещь очень тонкая. С одной стороны вроде достигать ничего не нужно, Атман присутствует всегда и во всём и каждый человек уже является Атманом. Но с другой стороны каждый до Пробуждения знает, что он не пробужден. Нам дана телесная оболочка, которая является инструментом для Просветления. И сегодня шесть миллиардов людей этот инструмент никак не используют. Те, у кого это получается, знает, что личная воля почти не играет роли. И в то же время это мелочь, которая определяет всё. Притом, что достигать, действительно, нечего и достигнуть Пробуждения невозможно – надо пахать и пахать.
– Что вы под этим понимаете?
– Чтобы случилось Пробуждение, нужно пройти определенный Путь. И это очень жестокая вещь.
Путь — это раздевалка, где человек оставляет абсолютно всё. К Богу надо прийти не просто голым, но ещё и без кожи. Когда ко мне приходят ищущие, я показываю им фотографию Раманы Махарши, где он сидит в одной набедренной повязке. Этот снимок наглядно демонстрирует то, что ждёт человека после Пробуждения.
– Вы всегда интересовались Просветлением?
– Да, всегда. Хотя, до определённого момента не понимал, что это такое. И лучше сказать, что меня интересовал ответ на вопрос, зачем я живу.
Сколько себя помню, я постоянно занимался различными практиками. Начинал с бокса, потом были тай-цзи, у-шу, айкидо. Сам вёл группы, ездил на фестивали боевых искусств.
В советское время информация о восточных практиках и единоборствах была в страшном дефиците. Ко мне она попадала через самиздатовские книжки с пожелтевшими страничками, через Общество советско-китайской дружбы, с которым были связи, а что-то привозил из китайских командировок друг-археолог.
Потом я учился в библейской школе. И много ездил по стране в поисках учителей и мудрых людей, которые могли бы ответить на терзавшие меня вопросы. Жил в монастырях и общинах. Читал Библию, книги Кастанеды, Ошо, литературу по буддизму.
– Какие-то регулярные практики у вас были?
– Регулярно занимался тай-цзи, делал ошовские практики.
Тай-цзи я занимался не ради здоровья, не ради самообороны. Понимал, что если кому-то нужно меня убить – меня убьют, никакая самозащита не поможет. Индиру Ганди застрелили личные телохранители. Нет смысла думать о своём теле, лучше думать о чём-то другом. В системе тай-цзи есть нечто более глубокое. Она очень эффективна как практика, приводящая к состоянию самадхи. Такое самадхи я называю искусственным.
Но самые главные в мире практики – молитва и пост. Поститься я научился сам, а молитве меня научили. Специфическая молитва – тарабарщина от безличной силы.
В конце девяностых стал за компанию с женой голодать. И первый раз проголодал тридцать дней. А когда работал в американской церкви волонтёром, научился очень интересной молитве. Протестанты её называют молитва на иных языках, суфии – джибириш. Это прямой разговор с Богом.
Эзотерические тексты призывают человека к тому, что он в принципе не может сделать — остановить внутренний диалог. Но мысленный поток перекрыть невозможно. Как бы я не закрывал дырочку, откуда выходят мысли, они всё равно просачиваются. Полностью остановить мыслительный поток невозможно. Силёнок на это не хватает.
А молитва на иных языках мягко вытесняет внутренний разговор понятный мне. И тогда останавливается картина мира. Другими словами – мир замирает. Со мной такое происходило несколько раз перед тем, как Это случилось .
– Просите и дано вам будет…
– Я не считаю, что нужно что-то просить. Мне в этом смысле близок булгаковский афоризм: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
Я у своего Гуру ничего не просил. Он мне давал, а я ещё и выступал! Правда, поначалу я не понимал, что это делает Гуру. Он приходит, ведёт тебя, но ты это осознаёшь только постфактум.
ГЛАВА II.
ПУТЬ К ПРОБУЖДЕНИЮ.
«Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»
Редьярд Киплинг
– Почему-то возникает такая аналогия. Идет человек по улице и на него падает с балкона кирпич. Ощущение, что падающий кирпич и Просветление — вещи одинаковые. И там и здесь действуют сила и случайный выбор.
– Дело в результате.
– Сергей, по своему опыту вы знаете, что Путь к Пробуждению долгий и жестокий, но разве нельзя прийти к нему более короткой дорогой?
– Как-то мне рассказали притчу. Один Ученик пришёл к Мастеру и спросил: «Как достичь Пробуждения?» Мастер ответил: «Стой пять минут у зеркала и спрашивай: «Кто я?» «Нет, это слишком просто», — подумал ученик и отправился к другому Мастеру. Тот сказал: «Иди работать на конюшню и возвращайся через пятнадцать лет». В назначенное время ученик вернулся к Мастеру и спросил, что нужно делать дальше.
«А теперь иди домой, встань перед зеркалом и спрашивай пять минут: «Кто я?» — ответил Мастер.
Я могу говорить только о своём Пути или о том, как я по нему шёл. Но Путь труден для всех.
Почитайте биографии Просветлённых — Будды, Раманы Махарши, Мастеров Дзен… Посмотрите, что с ними было до и после. Это не люди, это полностью измотанные существа!
От моего тела за пятьдесят с лишним лет остались одни ошмётки, всё было отдано. Если бы меня по утрам не трогали, я бы вообще не вставал!
Цена за Просветление одна — твоя жизнь. Жёстко это, не жёстко — я не знаю. У меня был выбор: жить или не жить. И я решил, что мне не до жизни. Какой в ней смысл, всё равно кончится… Поэтому я пошел Туда. Хотя, пошёл – не точно сказано. Есть те, кто помогает двигаться и бьёт тебя одновременно и очень сильно. Я бы не пожелал свою дорогу кому-то ещё. У меня не осталось ничего. Абсолютно. Но я понимал, что другой дороги нет.
Это очень больно, потому, что страдаешь не только ты, но и твоё окружение. Такие получаешь подзатыльники!
Но тебе дают то, что ни за какие миллиарды и ни в каких земных-неземных мирах ты не купишь. И на самом деле то, что человек при этом теряет, это такая ерунда!
Я сопротивлялся, как мог, очень сильно сопротивлялся… Но шёл и шёл. А не хотелось идти – заставляли.
Я потом придумал поговорку: «Если взял вас в руки Гуру, то не гнать вам больше дуру».
Рука Гуру такая мягкая, но вырваться не возможно. Тебя, как малого ребёнка, тащат к кормушке, а ты сопротивляешься.
– Сколько длится Путь к Пробуждению?
– Путь это вся жизнь. Меня постоянно спрашивают: «Когда ты встал на Путь?» Я отвечаю: «В тот момент, когда родился». Всё очень просто: чтобы стать Буддой, Буддой надо родиться. Так же, как нужно родиться художником или академиком.
С Раманой Махарши это случилось в ранней юности. Одно только слово об Аруначале его зажгло. Он был порохом, и нужна была только искра.
Если вы услышали зов поиска, начинайте двигаться.
Сейчас мне сложно говорить о том, что было бы, если бы я с самого начала знал о том, как достичь Пробуждения. Но наверняка я бы не парился целых пятьдесят лет! Но это теоретическое умствование. На сомом деле Путь начинается только тогда, когда приходит Гуру.
— Что вас заставило Туда двигаться? У вас ведь были нормальные жизненные условия. Случился какой-то стресс, душевные переживания?
– Всё вместе. Прежде всего мне было интересно, что Там. Но на Путь встают и идут по нему только под жесточайшим давлением социальной среды. Как я встал на Путь? Взял топор, разломал свой бар, всё что смог – раздал и разрушил. Меня вынудили это сделать… И я не задавал себе вопроса, как я буду жить дальше. Меня это больше не интересовало, потому что моя «человеческая» жизнь закончилась.
Встать на Путь означает потерять себя, потерять социальную личность, потерять интерес к миру людей, потерять всё.
– Кастанеда встал на Путь?
– Кастанеды как такового не было. Был коллектив авторов. Зачем вам Кастанеда, он вам поможет пробудиться или встать на Путь? Говорите про себя! Вы боитесь говорить слово «я». Вставший на Путь не боится говорить слово «я». Я готов умереть. Вы не готовы умереть.
– Умереть легко…
– Да ну? Что вы мне сказки рассказываете! Какой дурак умирает легко? Если я хочу пробудиться, я буду драться за свою жизнь! Просто так её не отдам! Только дураки бросаются под чужие танки, под свои надо танки бросаться! Вы живете целями других людей. Живите своими! Что надо лично вам?
– В этом году для меня остро встал вопрос о моем предназначении в этой жизни. До этого всё шло гладко, а потом как-то стало корёжить и ломать. Я стала посещать семинары. Но духовные поиски пока ни во что конкретное не вылились. Один астролог рассказал мне о моём предназначении. Насколько этому можно верить?
– Не верьте!
– А как тогда узнать?
– Спросите у Бога. Спросите у своего сердца. Нет посредников между вами и Богом. Астрологи… Выбросьте всю эту ерунду!
– Вы так считаете?
– Я не считаю. Я знаю. Спрашивайте у своего сердца. Закройтесь на три дня в деревенском доме, ешьте черный хлеб с водой… или, лучше, ничего не ешьте. Спрашивайте, что мне делать, как мне жить дальше?
– Скажет?
– Конечно!
ГЛАВА III.
ЭТАПЫ ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ.
«Если большой ценой это диковинное человеческое тело приобретено, но, однако, за счёт привязанности к бесчувственным вещам, не предприняты усилия для достижения неизменного состояния Освобождения, то воистину имеет место глупое самоубийство».
Шри Шанкарачарья
– В одной из книг Пападжи говорится, что для Пробуждения ничего не нужно делать…
– В момент Пробуждения от вас, действительно, ничего не зависит. Всё произойдёт само… Но до этого нужно пройти Путь: впахивать как лошадь, забыть о жизни, о смерти, о себе, обо всём… Пробуждение вам никто на блюдечке не принесёт. Ищущие сталкиваются с таким парадоксом: от человека ничего не зависит, и в то же время зависит всё.
Очень сложно понять, кто тут главный: Бог, свободная воля или я сам.
– То есть, нужно просто делать технику и всё?
– Техника к Пробуждению не приведет. Существует Путь, который необходимо пройти человеку самому, а Пробуждение случится по милости гуру.
– Есть жизнь в определённом теле, которую можно использовать как-то по-другому. Но чтобы человек захотел это сделать, он должен понять, что ему это даст.
А понять это сложно.
– Есть постулат Шри Шанкарачарьи, о том, что самое сложное родиться в человеческом теле. За тысячи кальп вы родились человеком. И если уж это произошло, вы обязательно должны пробудиться! Потому, что вам дали тело и все возможности. Если вы это не использовали, вы глупец!
– Чем жизнь Пробужденного отличается от жизни обычного человека?
– Абсолютно ничем! Всё то же самое. Абсолютно всем! Всё совершенно другое или такое, как есть на самом деле, без фокусов ума.
Или… если грубо сравнить. Чем труп человека отличается от живого человека?
– Ваш Путь привёл вас в то место, где от вас уже ничего не зависит. Но пока вы по нему шли, от вас зависело всё.
– Без меня моё Пробуждение не случилось бы… Тогда было разделение и я считал, что надо действовать, считал, что от моего действия всё зависит. После Пробуждения нет разделения, поэтому действую я, или не действую, не имеет значения.
– А если идти четвертым путём — по Гурджиеву?
– Дело не в Гурджиеве, дело не в Будде и не в ком-то ещё. Дело только в вас!
– А наблюдение за собой, постоянное осознавание себя ни к чему не приведет?
– Ну, почему, приведёт. К шизофрении. Вы устанете наблюдать за собой.
В древней Индии человек поступал очень просто. Он искал Учителя – человека Знания (джняни), который, есть сама эта реальность и спрашивал, что конкретно ему нужно делать. Но ведические времена давно закончились и Индия уже давно механистическая… Люди потеряли смысл жизни, потеряли силу, которая помогала начать поиск, помогала разорвать социальный круг и пойти искать истину, учителя.
Но знание не утеряно. Путь к Пробуждению чёткий и очень простой. Вот его этапы.
Первый – рождение в человеческом теле. Человеческое тело очень важно. И если человек этого не понимает, это катастрофа! Каждому нужно об этом рассказывать с пелёнок.
Следующее, что нужно сделать — научиться говорить. Человек, не умеющий описывать мир словами, не может Пробудиться. В нём не включили программу. Эту программу включает человеческая среда или социум.
После того, как человека научили говорить, нужно включить «думалку».
Дон Хуан говорил Кастанеде, что внутренний диалог в нас включают волей другие люди.
Где-то с трех до семи лет у человека идёт набор социальных понятий.
Следующим этапом на Пути к Пробуждению является половое созревание. До половой зрелости пробуждение произойти не может.
Следующий момент — свидетельствование активности собственного тела. Это может случиться в стрессовой ситуации, при употреблении алкоголя, наркотиков, при занятии спортивными или духовными практиками. Можно добиться этого и при помощи несложной техники. Выделение наблюдателя – это видение себя со стороны или изнутри, как со стороны. Наблюдатель ничего не делает, он просто свидетельствует этот мир. И это наше истинное Я, но ещё привязанное к телу.
Когда наблюдатель выделен, человек чётко понимает, что он не только тело.
Когда всё вышеперечисленное пройдено, наступает самый важный момент. Я называю его – встать на Путь, ведущий к Пробуждению. Человек должен решить, движется ли он дальше или, как все люди, продолжает обычную жизнь, приводящую к обычной смерти.
Вставший на Путь человек выходит из социума и полностью отказывается от себя.
Через некоторое время поиска и практик к ищущему (или за ищущим) приходит гуру. Только после этого начинается настоящая работа.
Далее, ищущий получает опыт самадхи.
И когда человек сделал абсолютно всё, что от него зависело, то он попадает в «Котёл гуру». Я это время называю «Не Путь». Два, два с половиной месяца физического и психологического ада. Ну, и после всего этого случится Пробуждение. Совершенно неожиданно! Абсолютно без усилия!
Человек уже ничего не ждал и ни на что не надеялся… И вдруг! Это такое… Это Свобода…
ГЛАВА IY.
СТАНОВЛЕНИЕ НА ПУТЬ.
«Ты можешь потерять любой приобретённый объект, но ты никогда не сможешь потерять То».
Пападжи
– Это сложно понять, но тебя берёт сила и делает с тобой, что хочет. Скажем, я не хотел терять работу, социальный статус, деньги, квартиру. Но стоит только осознать это нежелание, тут же всё теряешь.
Вставший на Путь должен отдать всё. И не только внутренне, но и снаружи. Потому, что когда вы отдадите всё внешнее, внутри всё само отдастся. Все идеи, концепции, страхи развеются.
Начинать с внутренней работы бесполезно. Нужны внешние действия.
Когда я учился в библейской школе, один пастор говорил, как можно определить, ты владеешь вещью или вещь владеет тобой. Если ты готов отдать её по первому требованию -ты владеешь вещью, не готов – она владеет тобой.
Я в какой-то момент сказал знакомым: «Забирайте, кому что надо». Остальное как-то само исчезло. Мы с женой брали вещи и кидали в костёр: книги, одежду, любимые ботинки…
И как не должно быть привязок к вещам, так не должно быть привязанности и к собственной жизни. Когда человек становится на Путь, он должен быть готов отдать свою жизнь. Потому что плата за Истину, за Свободу – моя жизнь. Других ценностей у человека просто нет!
– А ведь есть люди, которых брось голым в пустыне, а через год у них будет райский сад.
– Здесь не говорят об абстрактных людях, а говорят только себе.
– Ну, хорошо. У меня было несколько ситуаций в жизни, когда приходилось начинать с нуля. И даже мысли не было за собой что-то тащить. То есть, несколько раз всё отдавала. Но всё возвращается.
– Значит, нормально, по правде, ни разу не отдала.
– Если в одной одежде в чужом городе, это не всё отдала?
– Конечно, нет. Ты же не встала на Путь. Ты снова карабкаешься в социальной среде. Зачем она тебе нужна? Уйди из неё. Отдай ей всё, что она хочет.
Это не я придумал, что нужно обрезать нити, связывающие нас с миром и всё мирское отдать миру…
– Я пытаюсь понять, что именно нужно сделать?
Разумно ведь сначала заработать деньги, чтобы потом от них не зависеть. А затем можно выходить из социума, уезжать куда-то. Но ведь получается всё то же самое.
– Потому, что сама постановка вопроса не правильная.
Ты думаешь о деньгах.
Есть такая притча. Падишах выбирал визиря.
Всем претендентам он дал простое задание: пройти по крепостной стене, неся на вытянутых руках блюдце с молоком.
Первого начали хвалить, и он на радостях пролил молоко, второго – ругать, и он в возмущении не удержал блюдца, третьего испугал лай собак, четвёртого – барабанная дробь, следующий отвлёкся на пение прекрасной девушки.
И вот понёс блюдце с молоком последний участник. Одни начали его хвалить, другие ругать. А он всё шёл и шёл… Лаяли собаки, ржали лошади, стучала барабанная дробь. А он всё шёл и шёл. … Запели прекрасные девушки, заиграла зурна. А он всё шёл и шёл…. Наконец в него полетели камни и стрелы, но блюдце не дрогнуло в его руках.
«Ты будешь визирем», — сказал падишах, принимая блюдце, полное молока.
«Но скажи, разве не слышал, как тебя хвалили?»
«Нет», — ответил юноша.
«А как ругали?»
«Нет», — ответил юноша.
«А лай собак и барабанную дробь?»
«Нет», — снова ответил юноша.
«Но ведь камни и стрелы свистели у тебя над головой!»,
«Я их не видел, — ответил юноша, –
Я думал о молоке».
– Другими словами, нужно абсолютно довериться Богу?
– Да. Это должно быть абсолютное, постоянное доверие.
Но часто люди, отказавшись от собственной личности, встав на путь служения Богу, подсознательно ждут, что на них посыплются какие-то материальные блага.
Но, отказавшись от себя, ты сам становишься Богом. И всё, что происходит в дальнейшем, происходит не с тобой, а с Богом.
– То есть, уже не может быть никаких претензий, потому что нет личности, которая могла бы их предъявить.
– Совершенно верно.
«Ты можешь потерять любой приобретённый объект, но ты никогда не сможешь потерять То».
Пападжи
– Это сложно понять, но тебя берёт сила и делает с тобой, что хочет. Скажем, я не хотел терять работу, социальный статус, деньги, квартиру. Но стоит только осознать это нежелание, тут же всё теряешь.
Вставший на Путь должен отдать всё. И не только внутренне, но и снаружи. Потому, что когда вы отдадите всё внешнее, внутри всё само отдастся. Все идеи, концепции, страхи развеются.
Начинать с внутренней работы бесполезно. Нужны внешние действия.
Когда я учился в библейской школе, один пастор говорил, как можно определить, ты владеешь вещью или вещь владеет тобой. Если ты готов отдать её по первому требованию -ты владеешь вещью, не готов – она владеет тобой.
Я в какой-то момент сказал знакомым: «Забирайте, кому что надо». Остальное как-то само исчезло. Мы с женой брали вещи и кидали в костёр: книги, одежду, любимые ботинки…
И как не должно быть привязок к вещам, так не должно быть привязанности и к собственной жизни. Когда человек становится на Путь, он должен быть готов отдать свою жизнь. Потому что плата за Истину, за Свободу – моя жизнь. Других ценностей у человека просто нет!
– А ведь есть люди, которых брось голым в пустыне, а через год у них будет райский сад.
– Здесь не говорят об абстрактных людях, а говорят только себе.
– Ну, хорошо. У меня было несколько ситуаций в жизни, когда приходилось начинать с нуля. И даже мысли не было за собой что-то тащить. То есть, несколько раз всё отдавала. Но всё возвращается.
– Значит, нормально, по правде, ни разу не отдала.
– Если в одной одежде в чужом городе, это не всё отдала?
– Конечно, нет. Ты же не встала на Путь. Ты снова карабкаешься в социальной среде. Зачем она тебе нужна? Уйди из неё. Отдай ей всё, что она хочет.
Это не я придумал, что нужно обрезать нити, связывающие нас с миром и всё мирское отдать миру…
– Я пытаюсь понять, что именно нужно сделать?
Разумно ведь сначала заработать деньги, чтобы потом от них не зависеть. А затем можно выходить из социума, уезжать куда-то. Но ведь получается всё то же самое.
– Потому, что сама постановка вопроса не правильная.
Ты думаешь о деньгах.
Есть такая притча. Падишах выбирал визиря.
Всем претендентам он дал простое задание: пройти по крепостной стене, неся на вытянутых руках блюдце с молоком.
Первого начали хвалить, и он на радостях пролил молоко, второго – ругать, и он в возмущении не удержал блюдца, третьего испугал лай собак, четвёртого – барабанная дробь, следующий отвлёкся на пение прекрасной девушки.
И вот понёс блюдце с молоком последний участник. Одни начали его хвалить, другие ругать. А он всё шёл и шёл… Лаяли собаки, ржали лошади, стучала барабанная дробь. А он всё шёл и шёл. … Запели прекрасные девушки, заиграла зурна. А он всё шёл и шёл…. Наконец в него полетели камни и стрелы, но блюдце не дрогнуло в его руках.
«Ты будешь визирем», — сказал падишах, принимая блюдце, полное молока.
«Но скажи, разве не слышал, как тебя хвалили?»
«Нет», — ответил юноша.
«А как ругали?»
«Нет», — ответил юноша.
«А лай собак и барабанную дробь?»
«Нет», — снова ответил юноша.
«Но ведь камни и стрелы свистели у тебя над головой!»,
«Я их не видел, — ответил юноша, –
Я думал о молоке».
– Другими словами, нужно абсолютно довериться Богу?
– Да. Это должно быть абсолютное, постоянное доверие.
Но часто люди, отказавшись от собственной личности, встав на путь служения Богу, подсознательно ждут, что на них посыплются какие-то материальные блага.
Но, отказавшись от себя, ты сам становишься Богом. И всё, что происходит в дальнейшем, происходит не с тобой, а с Богом.
– То есть, уже не может быть никаких претензий, потому что нет личности, которая могла бы их предъявить.
– Совершенно верно.
ГЛАВА V.
САМАДХИ.
«Человек входит в это состояние глупцом, а выходит мудрецом».
Свами Вивекананда
«Человек входит в это состояние глупцом, а выходит мудрецом».
Свами Вивекананда
– До Пробуждения есть разделение: есть ум и что-то за умом. Поэтому до Пробуждения у человека есть (условно!) физическое тело и астральное или нематериальное тело, которое не видно. И когда внимание человека погружено в астральное тело, у него нет мыслительного процесса. Это называется самадхи. (На самом деле, рассказывать о самадхи – о его видах, отличиях и т.д. – не имеет смысла. Самадхи нужно пережить.)
– Возможно ли Пробуждение без самадхи?
– Нет, не возможно. Психофизика тела должна быть готова. Путь очень жёстко прописан – делай это и будет именно так.
Когда человек встаёт на Путь, дальше всё происходит как бы автоматически, к нему приходит Гуру и в один прекрасный момент случается самадхи. Потому что самадхи, как и Пробуждение – это милость гуру.
Самадхическое состояние может длиться мгновение, а может много дней… За это время психофизика полностью перестраивается на то, чтобы Пробуждение с человеком случилось.
Пребывать в самадхи долго, к сожалению, а может и к счастью, невозможно. Это состояние имеет начало и конец. И заканчивается всегда не очень приятно. Из ярчайшего, абсолютно подвластного тебе мира, ты вдруг вываливаешься обратно в эту грязь, на эту помойку.
Но ищущий человек идёт дальше. Для вставшего на Путь, обратной дороги не существует.
Через тай-цзи самадхи достигается «растворением» тела. Мастер говорил: «Растворяйся как дым». Когда происходит «растворение» физического тела (внимание пребывает или находится в теле астральном), прекращается внутренний разговор. Мы ведь внутри себя, как и вообще, говорим мышцами, а когда мы не чувствуем своих мышц, внутренний диалог заканчивается. И человек переживает тишину и покой, иногда блаженство. Как в сахаджа самадхи. Или только блаженство, как в савикальпа самадхи.
– А какие ещё техники могут остановить внутренний диалог?
– Внутренний диалог или мыслительный процесс нельзя остановить по причине того, что вы и он одно и то же. Вы можете его не воспринимать, и тогда мы говорим о тишине, о безмыслии. Но мыслительный процесс есть всегда, потому что до пробуждения всё, что знает человек, есть ум.
ГЛАВА VI.
КОТЁЛ ГУРУ.
– Этот этап длится два, два с половиной месяца. Если человек попал в Котёл гуру, Пробуждение ему обеспечено. Из Котла уже не выбраться.
– Что происходит в Котле Гуру?
– Происходит абсолютная сдача, раскрытие пространства ума и последняя проверка. У каждого есть болевая точка, на которую можно надавить.
Помните, как булгаковской Маргарите пришлось выбирать между Мастером и Фридой? Подобную проверку на человечность проходят все, кто оказался в Котле.
У меня случилось так, что встал выбор между Пробуждением и моими детьми. Я выбрал детей. Но слово выбрал не правильное, потому что по-другому и быть не могло!
ГЛАВА VII.
– Этот этап длится два, два с половиной месяца. Если человек попал в Котёл гуру, Пробуждение ему обеспечено. Из Котла уже не выбраться.
– Что происходит в Котле Гуру?
– Происходит абсолютная сдача, раскрытие пространства ума и последняя проверка. У каждого есть болевая точка, на которую можно надавить.
Помните, как булгаковской Маргарите пришлось выбирать между Мастером и Фридой? Подобную проверку на человечность проходят все, кто оказался в Котле.
У меня случилось так, что встал выбор между Пробуждением и моими детьми. Я выбрал детей. Но слово выбрал не правильное, потому что по-другому и быть не могло!
ГЛАВА VII.
ГУРУ.
«Как добыча, попавшая в пасть тигра, не может вырваться, так и те, кто попал в сферу милостивого взгляда Гуру, будут спасены им и не будут потеряны». Шри Рамана Махарши
– Существует расстояние между мной и Гуру?
– Не существует. Вы и Гуру одно и то же.
Расстояний вообще нет. Вы сами отделяете себя от всего остального. Происходит парадоксальная вещь. Гуру и ты одно и то же, но ты думаешь, что это разные вещи.
Как не существует мира, отдельно от Реальности, так и не существует Гуру отдельно от меня. Но это открывается только после Пробуждения.
– А если человек хочет пробудиться, но не может найти Гуру?
– Так не бывает. Видимо, человек не хочет по-настоящему, а только говорит об этом.
– Пробуждённый человек автоматически становится Гуру?
– Да. Но у нас разное понимание слова гуру. Гуру не учитель, Гуру – реальность, бытие и ничего больше. Пробуждённый ничего не делает и ни чему не учит.
– Пробуждение даёт полную свободу. А вы делаете то, что не хотите. В чём же, в таком случае, ваша свобода?
– Свобода – это Свобода! Но вы меня сейчас не поймёте…
– Считается, что если человек готов просветлеть, Учитель сам его находит.
– Мой Гуру привёл вас ко мне. Стало быть, вы готовы.
– А ваши ученики просто приходят к вам и сонастраиваются?
– Я пустое место, как с пустым местом можно сонастроиться!?
На самом деле нужно пройти Путь, а не сонастраиваться со мной.
«Как добыча, попавшая в пасть тигра, не может вырваться, так и те, кто попал в сферу милостивого взгляда Гуру, будут спасены им и не будут потеряны». Шри Рамана Махарши
– Существует расстояние между мной и Гуру?
– Не существует. Вы и Гуру одно и то же.
Расстояний вообще нет. Вы сами отделяете себя от всего остального. Происходит парадоксальная вещь. Гуру и ты одно и то же, но ты думаешь, что это разные вещи.
Как не существует мира, отдельно от Реальности, так и не существует Гуру отдельно от меня. Но это открывается только после Пробуждения.
– А если человек хочет пробудиться, но не может найти Гуру?
– Так не бывает. Видимо, человек не хочет по-настоящему, а только говорит об этом.
– Пробуждённый человек автоматически становится Гуру?
– Да. Но у нас разное понимание слова гуру. Гуру не учитель, Гуру – реальность, бытие и ничего больше. Пробуждённый ничего не делает и ни чему не учит.
– Пробуждение даёт полную свободу. А вы делаете то, что не хотите. В чём же, в таком случае, ваша свобода?
– Свобода – это Свобода! Но вы меня сейчас не поймёте…
– Считается, что если человек готов просветлеть, Учитель сам его находит.
– Мой Гуру привёл вас ко мне. Стало быть, вы готовы.
– А ваши ученики просто приходят к вам и сонастраиваются?
– Я пустое место, как с пустым местом можно сонастроиться!?
На самом деле нужно пройти Путь, а не сонастраиваться со мной.