Воскресенье
21.10.2018
05:21
ИНФО
Внимание! Для дорогих посетителей, желающих получить бесплатную психологическую консультацию по телефону, получить возможные рекомендации по своему случаю - тел.: 8(915)102-88-35. Благотворительные консультации с 15:00 до 20:00 по будням и в субботу до 18:00 Также можно проконсультироваться и получить направление к надёжным универсальным и опытным узким специалистам

8(915)102-88-35
"ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО, ДАЖЕ ЕСЛИ ПО-ДРУГОМУ!"
Block title
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Природа|meditatio
Cat's meditation
Друзья сайта
 ТРЕНИНГИ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН, женские мастерские, женско-мужской клуб, тренинги уверенности, успешности, достижения целей и самореализации КИНОЗАЛ-САД  КИНОФИЛЬМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ТЕМЕ: «ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ, ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ ВОСТОКА и ЗАПАДА» НЕАРДОР
Vitality+Партнёры
Rambler's Top100 Онлайн анализ сайтов и поисковая оптимизация MedLinks - Вся медицина в Интернет Справочник предприятий, компаний Москвы (Бизнес контакты) Желтые страницы Салоны красоты Москвы Бесплатная ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ: Из рук в руки! Психология 100 www.b17.ru - Источник информации о психологах 495ru.ru GlavBoard.ru Медицинская доска бесплатных объявлений. Каталог сайтов тематики: медицина, красота и здоровье. Бесплатные объявления Москвы mednavigator.ru Каталог сайтов femina.com.ua Лечение депрессии в Москве. Психолог-психотерапевт PromoServer Бизнес-Маркет :: доски объявлений Потеенко Юрий Владиславович , ИП в Желтых страницах СНГ. Объявление : Психолог-психотерапевт в Москве. Зачем? Как? Что? Тренинги и семинары по психологии МирыМосквы.ру LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои

Центр современной психологии Psychologist O. D. |Москва

Подход глубинной психологии и не-медикаментозной психотерапии к депрессии и к уходу радости от жизни

_____________________________________
«Не испытываю радости в жизни. Что делать?» Подход современной глубинной психологии и не-медикаментозной не-врачебной и не директивной психотерапии к депрессии и к радости.
(это расширенная версия статьи с сайта Ассоциации глубинной психологии и профессиональной психотерапии  для сети психологических кабинетов Psychologist O. D.)
_______

 

 

Часть 1.

 
«Благословен и спокоен тот,
Кто не надеется, кому желания
Не дают больше взаймы.

Нечего получать, нечем владеть.»
(Лаллашвари (Лала) — великая йогини, прорицательница, практикующая йогукашмирская просветлённая (1320-1392),
из сборника стихов "Обнажённая песня")

  

«Не испытываю радости в жизни. Что делать?» Ничего не делать. Парадокс именно в том и состоит, что для того, чтобы «испытывать радость от жизни» (по-другому, «быть счастливым») делать специально ничего не нужно.

Более того, обычно, именно благодаря тому, что человек что-то делал в своей жизни для того, чтобы быть счастливым, он и потерял вкус жизни (радость от жизни).

В детстве большинство людей умели радоваться жизни. И разве для этого что-то специально делалось? Просто жилось, как живётся и делалось то, что делалось. Делалось творчески и без забот о завтрашнем дне. Завтрашний день сам заботился о себе. А действие само спонтанно рождалось изнутри. Интуитивно развёртывалось простое следование за своим интересом, интересом сегодняшним (а не вчерашним и не завтрашним). Каждый день проживался как одна жизнь. А на следующий день была уже другая жизнь (и ты был уже другой и сам день был уже не похож на вчерашний). В детстве у всех было это ощущение как быть счастливым ничего «не делая». Пусть у кого-то и в наименьшей степени, но интуитивно это понятно каждому, потому что потенциал к этому (быть счастливым просто так) заложен в каждом живом организме. Если бы по природе это было не так, то мир давно бы распался, развалился. Неспроста мудрые люди во все времена подмечали, что мир держится на любви и само-естественной гармонии, в основе которой лежит творчество.

Поэтому естественно очевидно что, чтобы вернуть радость от жизни, надо ничего специально не делать, и не делать ничего, чтобы эту радость получить.

Чтобы за радостью не гоняться (перестать гоняться), надо не связывать её возникновение с чем-то внешним. Радостно должно быть внутри само по себе. Радость должна заполняться изнутри.

Сначала - радостно внутри от того, что ты просто есть, существуешь, а потом из такого отношения к себе и к жизни, из такого понимания себя как источника любви и радости, рождаются сами по себе действия во вне, действия не завязанные на результат что-то получить или, тем более, достичь счастья во вне или что-то приобрести или от чего-то избавиться, чтобы получить радость внутри. Человек обычно всё переворачивает наоборот. Человек в своём поиске радости и удовольствий, подобен мотыльку, который летит на свет и в нём сгорает (в боли и страдании, в эмоциональном выгорании из-за трения о жизнь в связи со своим не пониманием её и приложением усилий там, где того не требуется). Здесь происходит ошибка в начале уравнения - источник любви, покоя и радости не находится во вне, а изначально уже есть внутри. Надо только обратить на это внимание. А внимание уходит в другое место, так как этому учили родители, общество, "знающие" люди. Человеческое внимание убегает в поиск себя и (или) в решение проблем.

 

 

 

Часть 2.

 

Почему радость и покой души, если они уже изначально есть, заложены в саму природу человека (как установки по умолчанию) не обнаруживают себя в настоящем моменте прямо сейчас? Почему радость не приходит изнутри сама по себе? Что ей может препятствовать?

Очевидно, что место радости занято чем-то другим, например, пустотой, депрессией, негативизмом, непринятием жизни апатией к ней, заполненными самим человеком самостоятельно. Заполненными и присвоенными себе от непонимания, от ума, от поверхностных иллюзорных желаний или взяты из вне из сравнения себя с другими.

Также существуют, так называемые «травмы боли, рождённые в отношениях с родителями», от которых в том или ином возрасте начал убегать во вне в погоне за счастьем "экскурсант в полях жизни" (взрослый человек, часто сам того не осознавая, убегает в дела и прячется в решение проблем от переживаний, которые бы сами собой всплыли в сознании, если бы человек остановился и не боялся их пережить). Ранние детские переживания, будучи не пережитыми, вновь и вновь пытаются вернуться в жизнь человека, встроиться в сознание, интегрироваться в личность. Это хорошо известный психотерапевтам-психоаналитикам феномен. «Не пережитое», то есть не интегрированное и не понятое (от того и не интегрированное) может приходить (и будет приходить) в жизнь человека (как не убегай) в очень разных одеждах: в виде жизненных неудач, в виде болезненных симптомов, в виде специфического выбора партнёров по отношениям и иного другого.

Если человек в жизни ни от чего не убегает, то изнутри естественным образом рождается (или возникает) радость. Потому что внутри кроме радости и покоя души больше ничего существенного или первозданного нет. Это основа жизни. Бытие, сознание, блаженство - это фундамент жизни. Остальное - проявления форм сознания, и даже идея о смерти формы - это некие представления и способы, образы жизни, которые выбирает сам человек.

А радость - это другое название счастья, которое тождественно понятиям (или символам) свободы, благости, целостности, полноты, удовлетворённости, самодостаточности и покоя на душе. 

И, логично и естественно, что из радости (из полноты) и следует совершать или не совершать те или иные действия, следуя за интересом, который сам собой с утра каждый день рождается или приходит. Но никогда не знаешь какой именно заранее придёт, поэтому иногда говорят, что цели и планы - это плен или груз для души, для свободы человека. Выходит важно не определять для себя, чем именно заниматься (сегодня, завтра и в жизни в целом), а предоставить это, как бы, жизни самой решать. Оставить выбор на определяющую силу настоящего момента и на своё интуитивное начало, доверяющее себя событийному потоку жизни, который постоянно меняет своё направление неведомым заранее для ума образом. Поэтому, чтобы быть радостным (или счастливым), речь о важности личных человеческих целей вестись не может. Не человек устанавливает цель, и глупо придерживаться цели вчерашнего дня (она, возможно, уже растворилась вместе с заходом солнца или со сном). 

Поэтому когда речь идёт о радости от жизни, то автоматически речь идёт о доверии самой жизни. Конечно, степень доверия к жизни нарушена у большинства людей. И нарушена из-за взаимоотношений с родителями в детстве, из-за ряда неправильных выводов о жизни с оглядкой на жизнь окружающих людей, на отождествление с ними. Поэтому во многом сепарация (психологическое отделение) от родителей (от матери, от отца и от их пары) и правильное отношение к своей смерти - ключи к началу вхождения в процесс доверия жизни. Это факт.

 

 

Часть 3.

 

Всегда во все времена были мудрецы, прорицатели, целители, йоги, просветлённые, духовные учителя и духовные мастера, которые показывали как правильно относиться к жизни или как ей довериться, чтобы не страдать и начать жить, а не без конца решать проблемы (или наоборот как не жить в спячке не видя никаких проблем, но создавая проблемы другим). Сейчас есть специально обученные люди: психологи, психотерапевты (не врачи), психоаналитики - специалисты по исследованию лабиринта «своего минотавра» (понятие из к/ф «Лабиринт минотавра»), специалисты по осознанию своего подсознания, своей спящей части, бессознательного.

Речь здесь, в данном контексте (осваивания доверия жизни и понимания её законов), не может идти о врачах-психотерапевтах и о психологах адептах медицинского директивного подхода, разделяющих взгляды так называемой "не-глубинной психологии", хотя и они (указанные специалисты), иногда возможно, полезны на первых порах тем многим людям, которые не готовы (пока) идти вглубь себя по-настоящему (с интересом и за пониманием). Полезны (а иначе их бы не было в природе) тем, что ускоряют процесс разочарования в личных целях и ускоряют разочарование от попытки убежать от болезней и симптомов, просто через то чтобы из убрать лекарствами или директивными психологическими методами (что получится, естественно, лишь на время). 

В данном контексте (глубинного понимания себя и своей природы, не отделённой от остального мира) речь может вестись о тех людях или специалистах-психологах, которые помогают в вопросах возврата доверия к жизни, через возвращение любви к себе в виде принятия себя (а не изменения). Так психотерапевт-психоаналитик через принятие человека решает проблему непринятия его родителями. На это уходит в среднем несколько лет. Сделать это быстрее предлагают не-глубинные психологи. Не-глубинная психология (и директивная психотерапия) занимается постановкой целей и достижением результатов. В этом и заключается не глубина подхода, так как человек может научиться ставить "свои" цели и достигать результатов, но счастья это в его жизнь не принесёт. И более того, для многих это ведёт к ещё большему разочарованию в жизни и (или) в себе самом, и в психологии тоже. Это опасные подходы (нацеленности на результат), которые усиливают разочарование и разрушают представления о себе. Последнее в целом полезно, но происходит через несоразмерную цену и часто сверх болезненным образом, с последствиями (особенно если это групповые тренинги), так как не предоставляется противоядия (не даются более глубокие взгляды и знания о природе человека). Особенно вредны такие подходы и тренинги для интровертов. 

Во-первых, не у всех получается достигать результатов, а во-вторых, (что упускается), - это (достижение результата) никак со счастьем и радостью на душе не связано (о чём мы говорили в части 1. и части 2.) и, мало того, наоборот ведёт со временем к разочарованию, к разочарованию в идеи о цели и в идеи о себе.

 

 

Метод постановки целей и достижения результатов - это временная мера для не наигравшихся в результат людей и для тех, кто поверил в иллюзию, что человек - целиком хозяин своей жизни, то есть, по сути, некий робот, который может сам желать и сам получать желаемое, разумеется если делать это правильно, ставить правильные и "свои" цели, проработав отношения с родителями. Получать плоды, дающие счастье в жизни, дающие ощущение полноты жизни, не возможно через приложение личных усилий нацеленных на конкретный результат. Таков один из законов самой жизни, частью которой (а не хозяином) является человек (или, точнее будет сказать, "человеческая форма"). То есть усилия прилагать можно и достигать целей можно (для тех, кто сильный), но счастья от этого не будет и у сильных и у слабых. Много тому подтверждений от людей, у которых всё есть (достигнутое усилиями), но счастья, радости, отсутствия депрессии и чувства утолённой пустоты - нет. 

Нет ни одного примера получения счастья от жизни через личные усилия. Достаточно прийти домой к такому человеку, чтобы убедиться, проверить.

Счастье (как и удача, успех) либо само приходит, либо человек бегает за ним и в итоге убегает от него ещё дальше. 

Каков спрос, таковы и предложения ...в "мире менеджеров" и бизнеса, нацеленного на результат. И эти тенденции не минули и психологии. Конечно, настоящий специалист-психолог - это не бизнесмен. Такое сочетание ("и бизнесмен и психолог") теоретически возможно, так как в природе всё бывает, но встречается крайне редко. Потому что если психолог ориентирован на деньги или на результат, то он упускает сонастроенность с происходящим, с происходящим как в своей жизни, так и в жизни своего клиента (пациента), сонастроенность с безусловным. "Сила происходящего" и его мишени берутся из бессознательного и разворачиваются не предсказуемым для ума образом. Любая заинтересованность в результате сбивает настройки.

Нацеленность на результат крадёт пребывание в настоящем моменте, в котором собственно и возможно распускание бутона радости.

Жизнь часто подыгрывает какое-то время тем людям, которые нацелены на результат, и со стороны кажется, что они достигают успеха своими усилиями. Но если пронаблюдать их жизнь дальше, то куда-то потом весь результат исчезает, а в процессе его получения человек жил как натянутая струна в постоянном напряжении, так как устремлённость к результату требовала постоянных вложений. Лишь тело тормозило болезнями или рассыпались личные отношения.

 

 

Часть 4.

 

Медленно (часто через не решаемые проблемы) у людей (с опытом жизни, через самоисследование или через психологическую психотерапию) происходит разочарование в "идеи о цели" (идеи о том, что важно прилагать усилия в жизни и стремиться к какому-то результату, определённому от головы и что эта опора на результат или цель что-то получить или достигнуть может привести или приведёт однажды к чему-то существенному, то есть по сути есть претензия на то, что это решит вопрос внутренней удовлетворённости и радости на душе). Разрушаются и представления о себе. Это процесс уменьшения чувства собственной значимости, уменьшение тенденции к расширению границ эго, это начало процесса освобождения от власти представлений о себе, освобождение от образа себя (и заодно и от образа жизни, вместе с проблемами и болезнями). Путь к себе свободному от представлений о себе лежит, через отказ от себя известного и привязанного к прошлому и к будущему. На пути к себе, можно встретиться с самим собой настоящим, неискуственным, спонтанным, рождённым из неизвестности настоящего момента, а не поддерживаемым из прошлого или из опоры на какую-либо цель или идею в будущем. 

Со стороны создаётся некое иллюзорное представление об успешности других людей, о воли и об источниках возникновения желаний. Плюс - само человеческое желание верить и втягиваться в плен иллюзий, основанное на чём-то из прошлого и на привычке закрывать глаза на правду, что создаёт общую запутанность людей, если оглянуться вокруг. Если оглянуться вокруг, то кажется, что все куда-то бегут (к целям), словно зная куда. Но на самом деле никто ничего не знает, но создаёт видимость для других (как часть образа себя для глаз других).

 

 

Поэтому психологи, коучи, тренеры не-глубинных направлений психологии тоже можно сказать, что делают свою работу и будет, наверное, неправильным говорить, что они не нужны, во-первых, раз они уже есть.  И, во-вторых, возможно польза их работы как раз и заключается в том, что к проблемам своих клиентов они заходят парадоксальным образом от обратного, через усиление веры в разные виды иллюзий и соблазнов, предлагаемых миром, свободным для всех способов жизни.

Медицинский, врачебный и клинический (не-психоаналитический) подход, в свою очередь, в психотерапии вреден тем, что учит доверять телу. Как если тело - это хозяин человека, хозяин всего. Если на трон сознания в человеке взабралось тело, то это конец радости, потому что нет предела по удовлетворению потребностей тела. Тело всегда будет чем-нибудь не довольно, чего-нибудь хотеть. Первичность материи в медицинской психотерапии - это основа знаний о человеке с точки зрения концепций врача. Первичность сознания через это нивелируется. Концепции или феномены "Бога" (Целого, Самости, Атмана и иные названия одного и того же явления), концепции Бессознательного и иные концепции, указывающие прямо или косвенно на первичность сознания - отметаются во врачебном подходе. Если тело первично, то можно влиять на него успешно с помощью лекарств. На что-то влиять, возможно, нужно (когда другого не остаётся), но сам подход к человеческому существу, к сознанию, в медицине перевёрнут с ног на голову. Нет концепции устройства психики (и мира), которая устраивало бы и самих врачей. Если что-то, не дай Бог, плохое в жизни врача случается, то он бежит к целителю или обращается к Богу, как и все остальные обычные люди. Парадокс в том, что чем сильнее человек полагается на материальное, тем быстрее он в нём разочаровывается и тянется к Тайне. Затем тянется к постижению жизни, через доверие к ней и полагание на неё, открывая измерение души.

 


Часть 5.

 

Итак, возвращаясь к изначальной теме причин радости и причин депрессии, напомним основную мысль и выводы.

Если человек специально ничего не делает, доверяя жизни, останавливается, отказываясь или пересматривая веру в идею важности приложения усилий и достижения результата, то он начинает постепенно сталкиваться с тем, что живёт у него внутри, начинает принимать себя, встречаясь с самим собой настоящим и разным (неизвестным заранее для ума).

Если человек принимает себя, то он принимает и мир вокруг (неизвестное для ума). Принятие себя и доверие жизни - две стороны одной медали. 

Так рождается доверие к себе и к миру, где остаётся жить в унисон с самой жизнью, не нарушая гармонии своими не мудрыми действиями (уходят привычки, основанные на непонимании и не принятии себя), также само собой по умолчанию возвращается детское ощущение жизни, в котором всегда есть место тайне и радости.

Но если человек долгое время жил не мудро (не правильно) из-за не понимание и непринятия себя и жизни, то ему чтобы испытывать радость от жизни, надо конечно не только научиться «ничего не делать» (творчески, как в детстве), но и преодолев инерцию течения прошлых привычек позволить развалится тому, что было создано путём не правильных действий (усилий).

Духовно-ориентированная психотерапия Востока (джняна-йога, дзен, адвайта-веданта, дзогчен и др.) называет это «всё отпустить». Имеется ввиду отпустить всё то, за что человек держится. Чтобы не нужное ушло само, а для нужного освободилось место. Собственно всё не нужное и так само разваливается, но часто человек вцепляется в то, чему уже суждено давно уйти из его жизни. Отсюда возникают страдания, проблемы и болезни.

А от попытки приложить усилия и удержать что-то, могут образоваться и дополнительные усложнённые узоры и сплетения проблем и симптомов, которые добрые врачи предложат убрать медикаментозно или через методы директивной психотерапии - когнитивно-поведенческую, бихевиоральную, экзистенциальную - последнее ещё не худший вариант, но без концепта "бог" или "самость", как, например, в юнгианстве, - это тоже тупик как и все остальные направления не-глубинной психологии (почему они применяются и живучи - мы рассматривали выше и ещё к этому вопросу вернёмся позже). Любой психолог, или психотерапевт, подлинно заинтересованный в понимании и познании себя и других людей, рано или поздно, в своих исследованиях и наблюдениях за жизнью (за своей и за жизнью своих пациентов) приходит к указанным феноменам, но называть их может для себя по разному. Без их учёта вся схема психологии и психотерапии (особенно той общей психологии и той медицины, которой обучают в Вузах) не работает. 

 

 

Что считается «не правильными» или «не мудрыми» действиями? Сюда относятся:

- проживание не своей жизни,
- работа не на своём месте,
- попытки строить отношения без преодоления симбиоза с родителями (без психологического отделения от матери, отца и от их пары);
- попытка взвалить на себя (или скинуть усилием) чужую ношу (феномен «трансгенеративной передачи» по семейно-родовым энерго-информационным каналам («наследственность»), например, передача по роду чужих "долгов", чувства вины, ответственности, не отплаканного горя, архаических не переработанных переживаний и иное). Всё то, с чем не справились предки и подкинул социум (коллективное бессознательное),
- попытки заполнить внутреннюю пустоту внешним,
- нацеленность на результат и погоня за результатом (за той же, например, радостью),
- действия из-за привязанности к результату (а не ради самого процесса),
- попытки делать что-то для чего-то (не творческие действия, действия от ума).
…и иное, с чем сталкиваются практикующие психологи, духовно-ориентированные психотерапевты и психоаналитики.

Можно всё это объединить «действиями неосознанными и пустыми».

 

конец Главы I.

Продолжение в Главе II.

 

 

© Автор: Потеенко Юрий Владиславович, психолог, психотерапевт, психоаналитик

Задать вопрос или записаться на приём: vitaminol@list.ru 8(915)102-88-35 (10:00 - 21:30)